Возрастная маркировка мультфильмов от психологов МГУ

Рекомендационная возрастная маркировка – что это?

1. В чем отличие возрастной маркировки, которая установлена законом от рекомендационной психологической маркировки программ СТС Kids?

Это, скорее, не отличие, а дополнение. При этом, стоит сказать, что маркировка, которая установлена законом, также основывается и на возрастно-психологических особенностях детей разных возрастов. Основное отличие – рекомендации не только устанавливают минимальный возраст для информационного контента, но и указывают на его полезные компоненты для различных возрастов.


2. С какого возраста детям можно смотреть мультфильмы?

Это зависит от содержания и длительности мультфильма, его визуальных образов, голосового сопровождения, идеи и тд. Есть мультики, которые рассчитаны на детей раннего возраста. В них используется в основном музыкальное сопровождение, максимально знакомые и простые слова, яркие персонажи. Для детей более старшего возраста мультфильмы должны приобретать более сложный сюжет, чтобы ребенку становилось интересно наблюдать над развитием событий, взаимоотношений героев.

Получается, что сам по себе визуальный контент – хороший способ для социализации ребенка. Однако его функциональное содержание должно учитывать возрастно-психологические особенности ребенка и его потребности.

3. Сколько времени в день детям можно смотреть мультфильмы?

Это зависит от режима дня, в котором растет и воспитывается ребенок. В каждом возрасте он разный, да и в каждой семье. Чем ближе ребенок к школьному возрасту, тем насыщенней становится график его жизни. Для успешной социализации уже в дошкольном возрасте необходимо расширяться виды деятельности ребенка. Поэтому просмотр мультфильмов не должен быть единственным видом отдыха и развлечения. Ребенок включается в социальные отношения, начинает играть в сюжетно-ролевую игру, познает предметный мир. А вот, например, в раннем возрасте (1-3 года) мультики могут являться одним из способов познания мира и развития эмоциональной и когнитивной сферы.

Здесь также необходимо обратиться к цели просмотра мультфильма и к его содержанию. От наиболее предпочитаемого способа развития ребенка мультфильмы постепенно должны становиться лишь одним из многочисленных видов удовольствия, который будет использоваться в качестве поощрения или отдыха.

4. В каком возрасте какие мультфильмы/обучающие программы полезнее смотреть детям? Например, в возрасте 3-5 лет, 5-7 лет, 7-10 лет.

В 3 года должно быть много ярких образов, музыкального сопровождения, воспроизведения элементарных звуковых образцов (собачка, коровка, кошечка). При этом у ребенка еще нет способности прослеживаться и запоминать сюжет. Однако, мультфильмы могут развивать память за счет ярких ассоциаций (коровка мычит, кушает травку и тд).

Чем старше ребенок, тем ему интереснее узнавать, как строятся взаимоотношения а мире, какие нормы и ценности поведения существуют. Он часто подражает взрослым и кумирам (возможно из мультиков). Поэтому очень важно, чтобы в мультфильмах содержались различные образы героев, как можно больше ситуаций, в которых эти герои могут себя проявить.

Ближе к школьному возрасту у детей начинает развиваться мышление. Когда от ребенка требуется решать задачки, находить способы решения, оценивать каждое из них и тд. Соответственно, в мультфильмах также важно, чтобы содержание позволяло детям самим анализировать происходящее, разгадывая загадки, обращая внимание на скрытые условия. Сюжет мультфильмов может становиться более сложным, интересным с точки зрения нахождения правильных путей решения задачи.

5. Правда ли, что по телевизору смотреть мультфильмы менее вредно смотреть детям, чем на экране планшета и телефона?

Возможно, с точки зрения физиологического развития ребенка. Телевизор расположен так, что ребенка можно посадить на безопасное расстояние и с прямой спиной. Планшет же близко и меняется угол зрения.

Научный сотрудник факультета психологии МГУ, Долгих Александра Георгиевна

комментарии (0)

Написать свой

не пропусти
6+
6+
0+